Пятница 12. Рецензия на фильм про маньяка Говядинова.

 

Сегодня у нас рубрика «чего бы такого посмотреть из того, что уже не смотрели». Поэтому с вами снова Обзор Всего ….. и обзор никому не известного фильма Пятница 12, который на первый взгляд, то есть по названию, может показаться пародией на фильмы про маньяка Джейсона, но на самом деле является совершенно самостоятельной историей маньяка Говядинова по кличке Говяжка.

Хороший, самобытный, простоватый и при этом не скучный фильм. Но, чтобы посмотреть его не разочаровавшись в зря потраченном времени надо либо напороться на него случайно, либо заранее знать две вещи. Один. Это не пародия в прямом смысле этого слова, тем более не пародия на ужастики. Два, это не комедия положений. Вопреки ожиданиям многих, это скорее уж комедия нравов, стремящаяся высмеивать не ситуации, а смыслы. А если быть ещё точнее, это вполне самостоятельная комедия абсурда, имеющая не менее стройный и местами интересный сюжет, чем сама пятница 13 или, не дай бог, Очень страшное кино. Собственно, это фильм значительно превосходящий в самобытности, а от того отстающий в популярности от своих прародителей и сородичей по жанру. По качеству и по сюжету Пятницу можно сравнить даже с Arrested Development. Но несмотря на подобную Тобайсу Фьюнке маниакальную зацикленность, персонажи Пятницы достаточно умны и логичны. Тут нет откровенных Бакстера и Джоба. А вот с Джорджем, Майклом и Джордж-Майклом сравнить хоть и с натяжкой героев можно. У каждого из них есть цель, совесть, причины и следствия, и гора наивности, граничащей с отсталостью. Все как положено в канонах жанра.
Фильм также можно охарактеризовать, как что-то вроде Даунхауса без Кочанова. Если у Кочанова абсурдность появляется на микро уровне, в построении фраз и скетчей, из которых строится сюжет, то в Пятнице — в целом, в сюжете, в мировоззрении и взаимодействии персонажей, в историях их жизни и любви. Мелочей фильму не то что бы не хватает, но придраться при желании можно. Но при желании и их можно найти. Взять хотя бы название, которое не так что бы очень посвящено 12му числу месяца. Но вернемся к истории. История, действительно, полноценна и абсурдна одновременно. Пересказать ее, все равно, что насвистеть симфонию. Получится какая-то х*рня. Ну меняются местами мент и маньяк, ну находят все свою любовь, ну предают подчинённые и давит нерадивое начальство. Да ещё ко всему прочему эти нелепые обращения героев повествования к зрителю прямиком через четвертую стену. Но, как известно,если ингредиенты правильно смешать обязательно получится либо Мартини со льдом, либо интересная история. Мартини здесь и не пахнет. А вот композиция фильма не только заставляет улыбаться, но и пересматривать по нескольку раз вроде бы незатейливый фильм просто так, ради удовольствия.
Картина вышла действительно интересная, не страшная и не пародийная, хотя и позаимствовала местами антураж фильмов ужасов. Из высмеивания голливудских клише здесь пожалуй только первые пять минут фильма, описывающие благоговейный ужас граждан перед возможной встречей с убийцей. Дальше идёт авторский взгляд на комедию про маньяка, который, к слову, периодически уверенно напоминает сюжет песни Короля и Шута про сосиску.
Наверное, напоследок стоит отметить факт, что Пятница 12 этот фильм с самого дна российского кинематографа. Из конца нулевых, когда весь артхаус уже сняли, а нормальное кино делать так и не научились. Так что фильм заведомо не богатый, с кривым маркетингом, странным позиционированием, отсутствием эффектов и тесными локациями. В этом фильму не повезло. Не повезло остаться не признанными и дарованиям, сыгравшим главные роли в фильме. Навсегда погрязшие в дешёвых сериалах и работе в озвучке мастера своего дела, среди которых замечен даже человек с фамилией актера, которого сыграл Безруков, отлично вжились в главные роли незамеченного фильма и сами остались незамеченными ни в одной из предыдущих и будущих своих ролей. Актеры же второго плана тут наоборот достаточно маститые. Бомба из ДМБ, и Маша из Саши и Маши и даже отец Иннокентий из Дня выборов. Конечно, сами по себе роли и главные и второго плана достаточно примитивны, но даже примитивные пародийные персонажи раскрыты так, что им сопереживаешь и радуешься за них, входишь в их положение, падаешь с ними с крыши и смотришь на кровавый бифштекс.
Но все это, повторюсь, если вы натолкнулись на фильм случайно, без лишних ожиданий. Подтверждением тому будут клейма позора, расставленные по всему интернету теми, кто шел на полноценную пародию, а может быть даже на пункт назначения. Поэтому плохих рецензий много и не во всем они не правы. Ожидания конечно стоит уменьшить. Нельзя заранее ставить фильму отлично, но, конечно и не опускаться до кола с минусом. Это действительно тройка с перлами и фунтом изюма, за что я ставлю этой тройке четверку.
В любом случае, это зачёт. Если вам повезет и вы окажетесь из тех, для кого этот фильм подходит, вы получите достаточно увесистый кусок удовольствия. Если нет, не стоит забывать о том, что многие этот кусок удовольствия получили. Пожалейте себя, если это не вы.
Ну вот. С вами был Обзор Всего. Желаю вам иметь больше поводов для радости, чем для критики. Пусть маньяки приходят к вам только в фильмах, а следователи, по крайней мере по работе, не приходят и вовсе.
До встречи, когда захотите.